19 апреля 2021
85 лет Автопарк №1 «Спецтранс» на службе городу
Сегодня – 19 апреля – исполнятся 85 лет старейшему петербургскому предприятию по обращению с отходами. Труд коллектива Автопарк №1 «Спецтранс» многие десятилетия обеспечивает чистоту и санитарную безопасность петербуржцев. 85 лет назад компания начинала свою работу с транспортировки отходов. Сегодня же она обеспечивает все этапы их обработки – от вывоза до утилизации и переработки.
За эти годы «Спецтранс – 1» вывез более 180 млн кубометров твердых бытовых отходов. Если преобразовать его в ленту 2 метра шириной и высотой, таким количеством мусора можно опоясать нашу планету по экватору.
Компания системно обслуживает 2,3 миллионов жителей, более ста управляющих компаний и ЖСК, 14 тысяч коммерческих предприятий. «Спецтранс 1» собирает и обрабатывает отходы всей южной части Петербурга – всего 10 районов – а также отдельных локаций Ленинградской области.
История в цифрах и фактах
Автопарк появился в апреле 1936 года как первое предприятие по механизированной уборке дворовых территорий. Во время Великой Отечественной Войны предприятие не прекращало работу и вносила свой вклад в жизнеобеспечение Ленинграда.
Со временем задачи усложнялись, и в 1974 году из структуры предприятия было выделено новое – Автопарк №6 «Спецтранс». Он стал обслуживать всю северо-восточную часть города, и до сих пор является надежным партнёром «Первого Спецтранса».
Постепенно городская система санитарной очистки увеличилась до нескольких десятков компаний во главе Управлением «Спецтранс». Они занимались уборкой дворов, улиц, каналов, переработкой и захоронением отходов, производством и ремонтом необходимой техники. В 1991 году Управление было преобразовано в Акционерное общество.
В 1993 – 1997 годах произошел настоящий технологический прорыв в сфере обработки отходов. Новые технологии помогли уменьшить издержки на сбор и вывоз мусора. Благодаря созданию системы перегрузов, выпуску новых машин и механизмов в 3 раза увеличилась производительность труда. За это коллектив «Спецтранс 1» был даже удостоен государственной премии.
Крупнейший автопарк спецтехники
В Автопарке 400 единиц специализированной техники – современные мусоровозы на эко-топливе и десятки разнообразных машин и механизмов, развитая система перегрузов и более 10 тысяч контейнеров. Компания впервые в России выпустила спецтехнику с фронтальной погрузкой, а в 2020 году разработала мусоровоз будущего на электротяге.
Технологии внедряются на всех этапах обработки мусора. Так, «Спецтранс 1» запустил онлайн-систему управления транспортированием. Она позволяет контролировать вывоз отходов с контейнерных площадок и доставку их на полигон или объект обработки, производить фото и видео-фиксацию, скоростной контроль, отслеживать заправки, планировать маршруты в автоматическом режиме.
Сейчас компания тестирует и настраивает нейросеть, которая будет определять состояние контейнеров и контейнерных площадок, выявлять нарушения санитарных норм. Все это поможет содержать в чистоте дворы петербуржцев и улучшать качество сервиса по сбору отходов.
Третье поколение мусороперерабатывающих комплексов
Компания управляет самыми современными комплексами обработки отходов – на 4 заводах происходит сортировка ТКО для дальнейшей вторичной переработки полезных фракций.
Первым был открыт автоматизированный мусороперерабатывающий комплекс в Московском районе в 2011 году. Благодаря механической сортировке удалось впервые выделить из потока ТКО вторичное сырье и вернуть в оборот. Уже тогда «Спецтранс – 1» стремился к поддержанию циклической экономики. Постепенно открывались новые линии для сортировки.
Впервые в России компания начала выпуск альтернативного топлива SRF, поставку его на цементные заводы. «Первый Спецтранс» построил в Ленинградской области новейшие котельные, которые могут использовать «зеленое» топливо.
В 2020 году заработал новейший мусороперерабатывающий комплекс «Обухово». Завод площадью 2,5 га способен принимать до 100 мусоровозов в день. Его проектная мощность – 450 000 тонн отходов в год. Глубина переработки отходов здесь достигает 75%, а остатки сортировки отправляются на полигон в специальной защитной плёнке.
Из потоков отходов здесь извлекают пластики, металл, бумагу, картон, стекло, а остатки сортировки отправляются на полигон в специальной защитной плёнке. Из трудносортируемых отходов производится SRF- топливо.
Большая часть оборудования завода произведено в России, в том числе на «Механическом заводе «Спецтранс». Извлечение вторичных материальных ресурсов здесь частично автоматизировано – в блоке сортировки трудятся отечественные роботы с искусственным интеллектом.
Запуск раздельного сбора
В декабре 2020 года компания запустила проект по раздельному сбору отходов. В 2021 году «Спецтранс 1» планирует установить на контейнерных площадках 6 тысяч контейнеров для пластика, макулатуры и стекла, чтобы снизить объём захоронения и активно развивать рециклинг. В планах компании также открыть точки раздельного сбора в парках, общественных пространствах и экопункты для различных видов отходов вблизи гипермаркетов.
Подписав контракт с компанией СИБУР, «Первый Спецтранс» гарантировал поставку вторсырья для проекта по выпуску «зеленой» ПЭТ-гранулы на предприятии ПОЛИЭФ в Благовещенске (Республика Башкортостан). Это позволит предотвратить захоронение и вовлечь в повторное использование более 140 млн ПЭТ бутылок ежегодно.
Полигон по самой современной технологии
Введенный в эксплуатацию в 2001 году, современный лицензированный полигон «Новый свет ЭКО» принимает сегодня до 50% отходов Санкт-Петербурга. Здесь действует автоматизированный весовой и радиационный контроль, мониторинг состояния окружающей среды.
На полигоне впервые в России внедрена и успешно эксплуатируется станция дегазации мощностью 4,8 МВт, на которой производится электроэнергия из свалочного газа. Электроэнергия по зеленому тарифу идет в региональную сеть.
Сегодня на территории полигона в тестовом режиме обрабатываются органические отходы и получается техногенный грунт, а из вторичного сырья производятся строительные материалы.
Инжиниринговый центр
В 2020 году заработал инжиниринговый центр «СПЕЦТРАНС 1 – ИНЖИНИРИНГ», который совместно с ведущими международными инжиниринговыми компаниями занимается внедрением новых технологий в области обращения с отходами.
Новое подразделение «Спецтранс 1» разрабатывает эффективные технологические решения, чтобы модернизировать производство и увеличить мощность заводов по обработке ТКО в Санкт-Петербурге. Центр ведет проект по рекультивации полигона «Новый Свет – ЭКО» и увеличению мощности станции активной дегазации.
Сейчас «СПЕЦТРАНС 1 – ИНЖИНИРИНГ» также занимается проектированием завода по производству электромусоровозов – самого современного спецтранспорта для операторов по обращению с отходами.
Эти проекты – только часть новых начинаний «Спецтранс 1», который активно развивает отрасль, ищет оптимальные технологические решения.
Люди – главная ценность
Все эти достижения были бы невозможны без сплоченной команды. «Спецтранс 1» – это 1800 сотрудников с колоссальным опытом в сфере обращения с отходами. Половина коллектива работает в компании более 10 лет, а многие – более 20 и даже 30 лет.
Сегодня мне хочется сказать труженикам Автопарка особые слова и сердечно поблагодарить за все, что мы вместе сделали. Все, что достигнуто, было бы просто невозможно без вашей постоянной поддержки, без вашего прямого участия.
Мы признательны нашим партнерам и клиентам за доверие и надеемся на дальнейшее многолетнее плодотворное сотрудничество.
Отдельно благодарю Администрацию города и его территориальных образований. Ваша мудрость, ответственность, компетентность позволяет нам трудиться на благо жителей Санкт-Петербурга. Вместе мы сможем преодолевать любые кризисы.
Мы испытываем гордость за наш город и сделаем все, чтобы Санкт-Петербург был не только культурной, но и экологической столицей России. Пожелаем друг другу новых успехов.
Генеральный директор
Анатолий Владимирович Язев